Мозаика из камня

Мозаика – это древнейшая, наборная живопись в античные времена. Она складывалась из морских цветных камешков, которые укладывали по заранее очерченному рисунку в вязкий цемент или грунт, а также использовали известь, мастику и воск.

Ею украшали полы помпеянских и римских домов. В мозаичной укладке античного времени использовались полудрагоценные камни, такие как яшма, агат, лазурит и другие. В период эллинизма появились тессеры - укладка из кусочков кубических  форм. Эти стеклянные кубики были самых разнообразных цветов, например, как на одной вилле римского императора Тиберия. Составлялись целые картины и из мелких кусочков камня (римская мозаика). На полу из мрамора и других камней выкладывались узоры из кругов, треугольников и квадратов (александрийская мозаика).

Античная мозаика – всегда из камня, который укладывался как любая древняя мозаика. Укладывалась она прямым набором, то есть прямо в грунт, а потом отполировывалась. Византийская, раннехристианская и древнерусская мозаики складывались из полудрагоценных камней и специальных разноцветных кусочков стекла (смальт) на золотом фоне. Фон также был из смальты, но бесцветной. Между двумя бесцветными кусочками прокладывалась золотая или серебряная фольга или очень тонкое золото. Золотой фон олицетворял бесконечное пространство, и являлось символом бесконечности. Очень разнообразен был набор камня – от  халцедона и порфира до ляпис-лазури и оникса.

В Европе, в романский период, некоторое время мозаика из мрамора сосуществовала с настенными росписями, которые производились в технике фрески. Примером тому служит София Киевская, главное пространство в которой (это барабан, купол, триумфальная арка, конха, паруса) украшено мозаикой, а столбы, стены и лестница, которая ведет на хоры – фресками. На Руси преобладала не мозаика, а недорогая, но не менее выразительная и уникальная, техника фрески.

В Западной Европе (17 век) и в России (середина 18 века) появляется мозаичный набор продолговатых и узких кусков смальты, которые имитируют масляную технику. Подражание масляной технике, передача во всех подробностях примет лица, фактуры материалов, лишало мозаику из мрамора специфики как искусства, которое рассчитывалось на ее осмотр с большого расстояния и на цельность восприятия. Но все равно, она продолжала свое развитие. И в 1864г. при Императорской Петербургской академии художеств организовалось отделение, которое готовило мастеров-мозаичистов. При помощи этих мастеров украшался Исаакиевский собор.

В средневековой Португалии и Испании, а также в странах ислама с 13 – 14 вв. широко использовалась мраморная мозаика из цветных (в основном из синих и голубых) майоликовых плиток только орнаментального характера. Потому что  ислам не поощрял изображения в искусстве человеческой фигуры, так как в этом усматривалось проявление идолопоклонства (памятники Самарканда, Бухары и тому подобные). Майоликовая мозаичная укладка применялась и в эпоху модерна (в России  - М. А. Врубель, в Австрии — живописец Г. Климт, который соединял в своих панно мозаику и майолику из полудрагоценных камней, в Испании — архитектор А. Гауди).

20 век известен прекрасными образцами мозаичного искусства. В этой работали многие большие мастера: Р. Гуттузо, Д. Ривера, Д. Сикейрос, а из отечественных - А. В. Васнецов, А.А. Дейнека, Н. И. Андронов, З. К. Церетели, А.А.  Мыльников и другие. Новая мозаичная укладка набиралась «обратным способом», то есть на какую-нибудь поверхность (ткань либо же картон, с нанесенным заранее на них рисунком), тыльная сторона заливалась закрепляющим раствором, затем ткань либо картон убирались и мозаику вставляли в стену.

Источник: mramorstone.ru